понедельник, 16 апреля 2012 г.

Роды в народной традиции. Повитуха




Повитуха или повивальная бабка – помощница при родах. Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Повитуха оказывала элементарную акушерскую помощь, совершала соответствующие религиозно-магические действия, стараясь, во-первых, облегчить роды, а во-вторых, обеспечить здоровье матери и ребенку.





Кто мог стать повитухой?
Повивальная бабка – лицо, которое не избиралось. Женщина добровольно принимала на себя определенные обязательства. Не каждая женщина могла стать повитухой, и тут одного желания принимать роды было недостаточно. Деревенская повитуха – это всегда пожилая женщина или даже старая. Более определенно указывается еще то, что она обязательно должна иметь своих детей, т.е. опыт собственных не менее трех - четырех родов, у нее не должна быть месячных очищений, и она сама уже не должна вынашивать детей. В некоторых местностях считалось, что не могут повивать «мужние жены», а только вдовы, т.е. исключалась возможность половой жизни.
Достаточно строгие требования предъявлялись к нравственному поведению повитухи: «бабка должна быть безупречного поведения и незамеченная в неверности мужу». Безнравственность поведения повитухи, по мнению крестьянства, приводила к тому, что привитые ею дети не будут жить либо родятся больными. Обращали также внимание на черты характера бабки, чтобы не была злонравной и сварливой, потому что согласно поверью характер бабки передается ее восприемникам. При выборе повитухи обращали внимание также на то, «счастлива ли она в своем собственном семействе». Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои дети умирали. По поверью при такой бабке ребенок родится мертвым. Большое внимание уделяли тому, живут ли принятые повитухой дети. Жизнеспособность новорожденных свидетельствовала о том, что у повитухи легкая рука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий